Главная | Наследовательное право | Реорганизация и ликвидация юридического лица изменения

Реорганизация и ликвидация юридических лиц

Гражданское право Камышанский В. Реорганизация юридического лица осуществляется путем слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования по решению его учредителей участников либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами п. Слияние представляет собой реорганизацию двух и более юридических лиц, при которой участвующие в слиянии лица прекращают свое существование, а их место в гражданском обороте занимает новое юридическое лицо, к которому переходят их гражданские права и обязанности.

При присоединении, в котором также участвуют не менее двух юридических лиц, происходит прекращение присоединяемого юридического лица юридических лиц , а его их место в гражданском обороте переходит к юридическому лицу, к которому они были присоединены. Разделение представляет собой процедуру реорганизации, обратную слиянию. В этом случае разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование, а вместо него в гражданском обороте появляется несколько два и более новых юридических лиц, каждое из которых получает определенную часть прав и обязанностей, принадлежащих разделенному юридическому лицу.

Выделение, в свою очередь, является зеркальным отражением присоединения. Юридическое лицо утрачивает в результате выделения часть своих прав и обязанностей, имущества и участников, которые переходят к вновь создаваемому на его базе юридическому лицу. Наконец, преобразованием называется изменение организационно-правовой формы юридического лица, то есть по существу прекращение одного юридического лица и возникновение на его месте нового юридического лица, к которому переходят права и обязанности прекратившегося юридического лица.

Кроме вышеназванных видов, которые могут быть названы основными, законодательство устанавливает дополнительно комбинированные виды реорганизации. Так, ФЗ об АО различает реорганизацию в виде разделения со слиянием, разделения с присоединением, выделения со слиянием, выделения с присоединением ст. Закон не дает прямого ответа на вопрос, что следует считать реорганизацией, однако знакомство с ее видами позволяет сделать вывод, что этим термином обозначается совокупность способов прекращения и или возникновения юридического лица юридических лиц с сохранением совокупного объема прав и обязанностей юридических лиц, участвующих в реорганизации.

Правопреемство делает возможным достижение такого результата, при котором права и обязанности лиц, участвующих в реорганизации, меняют своих обладателей переходят от одних лиц к другим полностью либо в части , но их совокупный объем остается неизменным. С точки зрения юридического результата реорганизация представляет собой акт одновременного перераспределения прав и обязанностей между юридическими лицами акт, направленный на возникновение, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

Однако с содержательной стороны реорганизация представляет собой совокупность взаимосвязанных действий, к которым могут применяться в отдельных случаях правила о сделках, включая и правила об их недействительности, но ни один вид реорганизации как совокупность действий не может считаться сделкой.

Ликвидация юридического лица

Реорганизация может быть добровольной и принудительной. В большинстве случаев она осуществляется по воле учредителей юридических лиц, участвующих в реорганизации. В случаях, прямо указанных в законе, разделение и выделение могут производиться по решению суда , выносимому по иску антимонопольного органа ст. Правовое регулирование реорганизации осуществляется многими нормативными актами и носит выраженный казуистичный характер.

Есть немного норм, имеющих универсальное действие. Большинство же ориентировано на конкретную форму реорганизации юридических лиц определенной организационно-правовой формы: В одной процедуре реорганизации возможно участие юридических лиц только одной организационно-правовой формы. Эта процедура может быть поделена на ряд этапов, каждый из которых проходит с особенностями, определяемыми видом реорганизации и организационно-правовой формой участвующих в ней лиц.

Деление это условное, не отражающее точно последовательности действий во времени. Речь идет иногда о действиях, совершаемых одновременно и параллельно, но разнородных, преследующих разные цели. Принятие решения заключение договора о реорганизации. Решение о реорганизации относится к компетенции высшего органа управления юридического лица и принимается по особо строгим правилам, нарушение которых влечет возможность признания решения недействительным.

Удивительно, но факт! Цель ее — установить наличие у должника признаков несостоятельности и обеспечить сохранность имущества должника для проведения иных процедур банкротства.

В случаях когда реорганизация происходит путем слияния или присоединения, участники реорганизации, являющиеся собственниками принадлежащего им имущества, должны заключить договор о слиянии или присоединении, который подлежит утверждению каждым участников в том же порядке, в каком принимается решение о реорганизации. Решение о реорганизации при этом есть одновременно решение об одобрении договора о слиянии или присоединении. Государственная регистрация решения о реорганизации.

Юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, о начале процедуры реорганизации с указанием формы реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации.

На основании данного уведомления орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вносит в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо юридические лица находится находятся в процессе реорганизации. Она влечет за собой ряд важных юридических последствий для реорганизуемого юридического лица, включая ограничение его в некоторых правах на период проведения реорганизации п.

Публичное сообщение о реорганизации. Публичное сообщение производится через средства массовой информации, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Делается это дважды с периодичностью один раз в месяц. Сообщение публикуется от имени всех юридических лиц лицом, которое последним приняло решение о реорганизации п. Принятие решения о правопреемстве имуществе. Объем прав и обязанностей имущество , перераспределяемый в результате реорганизации, должен фиксироваться в особых документах — в передаточном акте и разделительном балансе.

реорганизация и ликвидация юридического лица изменения Так что

Первый составляется при слиянии, присоединении и преобразовании, второй — при разделении и выделении ст. Эти документы должны содержать данные о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Передаточный акт и разделительный баланс утверждаются учредителями участниками юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации вновь возникших юридических лиц или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.

Непредставление вместе с учредительными документами соответственно передаточного акта или разделительного баланса, а также отсутствие в них положений о правопреемстве по обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации вновь возникших юридических лиц ст. Кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать досрочного исполнения соответствующе-го обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения — прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом п.

Кредитор открытого акционерного общества , реорганизуемого в форме слияния, присоединения или преобразования, такое требование вправе заявлять только в судебном порядке и только если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств. Он вправе предъявить такое требование в суд не позднее 30 дней с даты последнего опубликования уведомления о реорганизации юридического лица п. В случае если обязательства перед кредиторами реорганизуемого юридического лица — должника обеспечены залогом, такие кредиторы не вправе требовать предоставления дополнительного обеспечения п.

В случае если требования о досрочном исполнении или прекращении обязательств и возмещении убытков удовлетворены после завершения реорганизации, вновь созданные в результате реорганизации продолжающие деятельность юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного юридического лица п. Утверждение учредительных документов изменений в учредительных документах и формирование органов управления реорганизованных вновь возникших юридических лиц производится участниками реорганизованного вновь возникшего юридического лица в порядке, установленном для утверждения учредительных документов и формирования органов вновь создаваемого юридического лица.

Государственная регистрация результатов реорганизации осуществляется в порядке, аналогичном порядку государственной регистрации вновь создаваемых юридических лиц. Государственная регистрация осуществляется на основании заявления и других обязательных документов, исчерпывающий перечень которых содержится в ФЗ о государственной регистрации лиц. Производится она по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц, а в случаях, когда место нахождение создаваемого юридического лица отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, — органом, определяемым по особым правилам см.: В случае преобразования реорганизация юридического лица считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.

В случае слияния реорганизация юридических лиц считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность. В случае разделения реорганизация юридического лица с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной, а юридическое лицо, реорганизованное в форме разделения, считается прекратившим свою деятельность. В случае выделения реорганизация юридического лица с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц считается завершенной.

В случае присоединения реорганизация юридического лица с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной. Ликвидация юридического лица II. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам п.

Процесс реорганизациям

Этим ликвидация отличается от прекращения юридических лиц в результате реорганизации. При ликвидации, правда, не исключается переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица сингулярное правопреемство , но только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных законом. Ликвидация юридического лица представляет собой основной способ его прекращения, завершения всех дел и прекращения всех прав и обязанностей без перехода к другим юридическим лицам универсального правопреемства.

Кроме ликвидации в последние годы появились еще два способа прекращения юридического лица без правопреемства — исключение из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа и исключение из ЕГРЮЛ вследствие отчуждения имущественного комплекса унитарного предприятия либо имущества учреждения. Оба они здесь рассматриваться не будут.

Ликвидация может осуществлять добровольно и принудительно. Добровольная ликвидация может в любое время осуществляться по решению учредителей либо уполномоченного на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением целей, для которых оно создавалось. В случаях, предусмотренных в законе, добровольная ликвидация не допускается к числу таких лиц относится, например, фонд, который может быть ликвидирован только в принудительном порядке, — п.

Добровольная ликвидация может быть исключена также особыми условиями приватизации государственного имущества условиями конкурса. Принудительная ликвидация производится по решению суда. Основаниями принудительной ликвидации являются: Вышеназванные основания носят публичный характер, а потому право требовать ликвидации в таких случаях принадлежит государственным или муниципальным органам в случаях, прямо указанных в законе п.

Примером такой ликвидации может служить уже упоминавшийся выше случай признания государственной регистрации юридического лица недействительной из-за допущенных при создании юридического лица нарушений неустранимого характера. Решение суда в этом случае должно содержать приказ о ликвидации возникшего юридического лица, а не аннулирование объявление недействительными всех действий, совершенных им с момента государственной регистрации. Наряду с ними есть еще одно универсальное основание принудительной ликвидации юридического лица — признание его несостоятельным или банкротом.

Банкротом не могут быть признаны казенное предприятие, учреждение, политическая партия и религиозная организация. Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной банкротом , если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание.

Фонд не может быть признан несостоятельным банкротом , если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда. Во всех случаях, когда стоимость имущества ликвидируемого юридического лица оказывается недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, оно подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном для лиц, признаваемых несостоятельными банкротами.

Ликвидация юридического лица одновременно затрагивает интересы многих лиц: Данное обстоятельство заставило законодателя обратить внимание на необходимость обеспечения баланса защиты интересов указанных лиц, поскольку в подавляющем большинстве случаев защитить их полностью оказывается невозможным.

Гражданское законодательство особое внимание уделяет защите интересов кредиторов, предусматривая гарантии разумной и добросовестной ликвидации. Процедура ликвидации в общем и целом может быть представлена следующими этапами. Решение о ликвидации принимается либо учредителями участниками юридического лица, либо лицом, наделенным законом правом принятия такого решения, либо судом.

Государственная регистрация решения о ликвидации осуществляется по заявлению лица, принявшего решение о ликвидации. Последний обязан незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Назначение ликвидационной комиссии ликвидатора производят лица, принявшие решение о ликвидации. Они же устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с требованиями законодательства.

О назначении ликвидационной комиссии уведомляется регистрирующий орган. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Выявление кредиторов и составление промежуточного ликвидационного баланса.

Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности , а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом ст. Если выясниться, что стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, установленном для ликвидации несостоятельных должников абз.


Читайте также:

  • Ипотеки от сбербанка спб
  • Ликвидация ооо без согласия учредителей
  • Проценты по социальной ипотеке