Главная | Наследовательное право | Проблемы перевода земель из одной категории другую

Проблемы перевода земель из одной категории в другую: теоретические и правоприменительные аспекты

Использование земель не в соответствии с целевым назначением не допускается. Соответственно, для того чтобы осуществить, например, жилищное строительство на землях промышленности, необходимо пройти процедуру перевода земель из одной категории в другую. Необходимо помнить, что с 1 января года не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений о переводе земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования ч.

Существующее нормативно-правовое регулирование Верховный суд Российской Федерации в своем определении от Осуществление перевода земель из одной категории е другую влечет правовые последствия в виде изменения правового режима использования земель правил эксплуатации, гражданского оборота, охраны и т. В настоящее время нормы права, в той или иной степени регулирующие вопросы перевода земель из одной категории в другую, содержатся в ряде нормативно-правовых актов земельного, лесного, водного и градостроительного законодательства.

Кроме федерального нормотворчества, существует также ряд нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, посвященных тому же вопросу. Изменение границ населенных пунктов - автоматический перевод? На первый взгляд порядок перевода земель и земельных участков уже достаточно понятен и проработан. Вместе с тем в правоприменительной практике возникает ряд вопросов и сложностей, в первую очередь связанных с решением нестандартно поставленных задач.

Ключевые слова

Многие вопросы, касающиеся порядка перевода земель, возникают при переводе в категорию "земли населенных пунктов" земельных участков из земель иных категорий. Основная проблема возникает в связи с тем, что при присоединении к существующему населенному пункту земельного участка из состава иных земель необходимым условием является перенос границ населенного пункта.

Норма ФЗ "О переводе земельных участков" об установлении и изменении границ населенных пунктов сформулирована крайне неудачно. Почти аналогичную норму содержит и Земельный кодекс Российской Федерации. Пример из судебной практики. Суть иска - признать недействительным зарегистрированное право федеральной собственности на земельный участок лесного фонда. Указанное требование мотивировано тем, что указанный земельный участок находится в пределах территориальных границ города Нижний Новгород, участок относится к городским лесам и не может являться лесным фондом.

Он указал в качестве аргумента на то, что спорный участок находится в границах города Нижний Новгород и соответственно подпадает под категорию "земли населенных пунктов". Однако подобный подход нельзя признать правильным. Перевод земельных участков из одной категории в другую производится в соответствии с определенной процедурой, установленной ФЗ "О переводе земельных участков".

Данная процедура является единой для земель всех категорий, с определенными особенностями, предусмотренными тем же федеральным законом. Полностью исключать прохождение подобной процедуры для категории земель населенных пунктов, фактически подменяя ее процедурой установления или изменения границ населенных пунктов, было бы неверным, противоречащим основным принципам земельного законодательства.

Губернатор Московской области издал постановление об объединении районного поселения с городом. Агентство недвижимости, считая, что данное постановление свидетельствует об изменении целевого назначения земельного участка, обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском. Суть его - обязать правительство принять распорядительный акт о переводе земельного участка из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель поселений с последующим заключением с агентством договора аренды данного земельного участка.

Суд отказал в удовлетворении данного иска. Мотивировка - постановление губернатора Московской области регламентирует вопросы административного деления территориально сложившихся поселений и не является самостоятельным актом, который относит земли к определенным категориям или переводит их из одной категории в другую постановление ФАС Московского округа от Так, перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении: Установление и изменение границ населенных пунктов являются прерогативами органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации.

Указанная позиция подтверждается практикой Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Пример из судебной практики Администрация муниципального образования обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с иском об исключении из земель категории "лесной фонд" земельных участков, субъектом права собственности, на которые является Российская Федерация. А также - о признании указанных земельных участков землями категории "земли населенных пунктов" муниципального образования.

Исковое заявление мотивировано тем, что указанные земельные участки находятся в пределах утвержденной городской черты. Решением Арбитражного суда Челябинской области исковые требования были удовлетворены. Отменяя вышеуказанные судебные акты, Высший арбитражный суд РФ правомерно указал на то, что лесной фонд является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим.

Иное толкование привело бы к несоразмерному ограничению права собственности Российской Федерации. Это означало бы, что прекращение права федеральной собственности на участок лесного фонда в результате автоматического перевода спорного участка из земель лесного фонда в земли поселений населенных пунктов происходит по воле и в интересах муниципального образования в отсутствие согласия самого собственника - Российской Федерации.

Удивительно, но факт! Теоретические неточности в законодательстве Ученые и практики отмечают, что в Федеральном законе от 21 декабря г. Режим "пригородных зон" Много вопросов возникает при отграничении категорий земель "земли лесного фонда", "земли сельскохозяйственного назначения" от территориальных зон земель населенных пунктов.

И при игнорировании того обстоятельства, что лесной фонд представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода. Довод муниципального образования на ст. Таким образом, судебная практика в целом подтверждает необходимость соблюдения в любом случае специально предусмотренного порядка изменения целевого назначения земель. Однако, к сожалению, обязательность соблюдения порядка перевода земель и земельных участков из одной категории в другую подтверждается не на законодательном уровне, а на уровне правоприменительной практики, зачастую довольно противоречивой.

Представляется, что логичным было бы изменение и уточнение соответствующих норм Земельного кодекса и ФЗ "О переводе земельных участков". Режим "пригородных зон" Много вопросов возникает при отграничении категорий земель "земли лесного фонда", "земли сельскохозяйственного назначения" от территориальных зон земель населенных пунктов. Например, достаточно сложно определить на практике целевое назначение и категорию земель пригородных зон.

В соответствии с положениями ст. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города. Если такие пригородные зоны находятся вне границ населенных пунктов и сами по себе населенными пунктами не являются, значит, они имеют какое-либо иное целевое назначение и к категории земель населенных пунктов не относятся.

Удивительно, но факт! В результате градостроительного зонирования территорий поселений устанавливаются территориальные зоны, для каждой из которых правилами землепользования и застройки нормативным правовым актом органа местного самоуправления устанавливаются градостроительные регламенты. Некоторые граждане, пытаются обойти закон и перевести свой земельный участок в другую категорию, в результате получают проблемы с законом и денежные штрафы.

То есть остаются открытыми следующие вопросы: Представляется, законодателю следовало бы урегулировать данные вопросы путем внесения изменений в действующий Земельный кодекс. В связи с активно развивающимся сегментом рынка, связанным со строительством, встает вопрос об эффективной застройке земельных участков. Так, в последние годы новым видом строительства стало создание "искусственных территорий". Под такими территориями понимаются искусственно созданные участки суши в границах водных объектов. Такие участки либо вообще не существовали ранее, либо находились под поверхностью рек, озер и иных объектов водного хозяйства.

В качестве примеров можно назвать создание искусственных пляжей, иных гидросооружений и даже участков, предназначенных для жилищного строительства. При создании подобных объектов возникает ряд вопросов правоприменительного характера, например: Отграничить создание гидротехнического сооружения от создания искусственного земельного участка достаточно сложно, так как и в том, и в другом случае фактически осуществляемые действия по созданию таких объектов весьма схожи. Различен лишь результат такой деятельности.

Между тем возможность такого отграничения имеет принципиальное значение. При создании гидротехнического сооружения не встает вопрос о возможной необходимости перевода земельного участка под таким сооружением из состава земель водного фонда в другую категорию. Напротив, если целью создания искусственного земельного участка является его застройка, возникает необходимость осуществления перевода земли.

Думается, что гидротехническое сооружение должно представлять собой самостоятельный объект определенного назначения вне связи с тем земельным участком, на котором оно находится. Искусственно созданный же земельный участок сам по себе никакого полезного назначения нести не должен.

крайней проблемы перевода земель из одной категории другую этой

Он создается для возведения какого-либо самостоятельного объекта. Данный вывод подтверждается и существующей судебной практикой. Существенной проблемой также является отсутствие правового регулирования строительства на таких земельных участках. Если в земельном законодательстве вопрос о предоставлении земельных участков более-менее урегулирован, то действующий Водный кодекс вообще не содержит подобных положений. Логично, что земельные участки, образовавшиеся из водных объектов, должны использоваться уже в соответствии с каким-либо иным целевым назначением: Для этого необходимо осуществить перевод земель.

проблемы перевода земель из одной категории другую возвращался

Однако основания и порядок такого перевода освещены законодательством весьма скупо и ограниченно. Этому посвящен лишь подпункт 4 п. Он по своей сути является отсылочным: Нужно отметить, что в настоящее время федеральным законодательством предусмотрен лишь один подобный случай - при строительстве или расширении морского порта п. Фактически получается, что за исключением строительства портовых сооружений строительство иных объектов на искусственно созданных земельных участках осуществляется незаконно.

Причина - действующие правовые нормы не предоставляют возможности осуществить перевод земельного участка, кроме как для строительства морского порта. Последствия же такого незаконного строительства могут быть весьма суровы для лица, осуществляющего его. Возводимые объекты могут быть признаны незаконными постройками как возведенные с нарушением целевого использования земельного участка.

Ранее осуществленный перевод земель также может быть признан недействительным. Соответственно, права на земельный участок, на котором осуществлялось строительство, перейдут снова в федеральную собственность если после перевода произошла смена собственника земельного участка.

Земельное право

Обоснование - в соответствии с ч. Таким образом, достаточно актуальным является вопрос принятия на законодательном уровне изменений в действующие нормативно-правовые акты: Подводя итог В заключение хотелось бы заметить, что основные проблемы действующего законодательства, регулирующего порядок перевода земель и земельных участков из одной категории в другую, разрешаются на уровне правоприменительной практики, но не на уровне нормативно-правовых актов.

Такую ситуации нельзя назвать положительной, так как фактически судам приходится брать на себя несвойственную им правотворческую функцию. В связи с этим при применении действующих нормативно-правовых актов суды нередко занимают диаметрально противоположные позиции. Представляется, что в настоящий момент назрела необходимость как внесения ряда изменений в действующие законодательные акты, так и принятия новых актов.


Читайте также:

  • Процент алиментов трем детям
  • Оплата части ипотеки государством
  • Ипотека военным в самаре
  • Банк россии ипотека на вторичное жилье
  • Наследственные споры и порядок их разрешения