Главная | Семейное право | Диагностика эмоционального состояния ребенка после развода

Психологическая помощь детям при разводе родителей

Ли утверждает, что супружеская пара может не одновременно проходить все фазы, распад отношений может происходить любым путем и в любой форме, очередность не обязательна. Процесс распада может быть направлен не на прекращение отношений, а на их трансформацию. Автор полагает, что можно ходить по такому кругу всю жизнь. Покидаемый супруг вызывает не только ненависть и досаду, но и связан с приятными минутами в прошлом, по-прежнему ценен какими-то своими личностными качествами и чертами.

Типы реагирования на прекращение отношений также могут быть разными, это зависит от самого события развода его формы, глубины, длительности, количества вовлеченных в него участников , отношения к нему со стороны супругов, имеющихся в наличии ресурсов материальная и жилищная обеспеченность, здоровье, эмоциональное состояние, детские проблемы, возраст супругов.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Стратегии поведения в предразводной ситуации так же могут быть различными. Воинственно-ненавидящая вернуть супруга любой ценой. Здесь нужна победа, но при этом уважения ни к себе, ни к партнеру нет. Предпринимаются попытки налаживания отношений хотя бы на каком-то, дипломатическом, уровне Принять реальность таковой, какая она есть. Это дает возможность в случае обоюдного согласия на развод сохранить с бывшим супругом человечность в отношениях, не зачеркивать совместно прожитые годы, извлечь необходимые уроки.

Однако при этом часто действует хаотически и нецеленаправленно, тем самым ухудшая свое положение. В тех случаях, когда ситуация симметричная, то есть оба партнера с разводом согласны и рассматривают его как положительное решение, указанные стадии, естественно, отсутствуют. Кратохвил провел сравнительное исследование, охватывающее детей из неполных разведенных семей [14].

Удивительно, но факт! Однако более точно было бы представлять развод как процесс, который начинается задолго до разрыва.

Результаты исследования подтверждают, что дети из разведенных семей в среднем хуже адаптируются к новым условиям, чем дети из нормальных семей. Важными факторами снижения адаптивности являются интенсивность и продолжительность разногласий, ссор и конфликтов между родителями, свидетелем которых был ребенок, и особенно настраивание ребенка одним из родителей против другого. Подобное настраивание прямо или косвенно влияет на ребенка и направленно в первую очередь на то, чтобы унизить в его глазах достоинство одного из родителей.

Адаптивность ребенка снижается пропорционально продолжительности периода, в течении которого он живет в такой разрушающейся семье.

Ещё документы из категории педагогика:

Хуже всего были адаптированы дети, оставшиеся с родителями после развода при их совместном проживании в разделенной квартире. Наиболее действенным фактором, позволяющим снизить влияние неблагополучных условий, является сильная эмоциональная связь между ребенком и некоторыми членами семьи, которая служит ребенку крепкой опорой. Результаты многих исследований показывают явное отрицательное влияние развода, но не дают однозначного ответа на вопрос: Результаты свидетельствуют о том, что конфликтные отношения в семье оказывают больше отрицательного влияния на развитие детей, чем спокойная, стабильная жизнь с одним из родителей, с которым у ребенка имеется положительная эмоциональная связь.

С другой стороны, некоторые исследователи подчеркивают, что потеря отца как личности, представляющей для сына модель идентификации мужской роли, а для дочери модель комплиментарности, неблагоприятно проявляется в некоторых адаптационных затруднениях в подростковом возрасте и позднее в собственном браке и в психосексуальном развитии. Ввиду чего конфликтная, но полная семья может быть лучшим вариантом, нежели семья только с одним родителем. Решение этого весьма спорного вопроса, помимо всего прочего, по мнению С.

Кратохвила, зависит от интенсивности и продолжительности семейного конфликта, от степени и характера патологии личности одного из родителей, а также от настроенности ребенка против одного из родителей. Другой важный вопрос, возникающий в послеразводный период, регулирование встреч детей с родителями, в большинстве случаев с отцами.

Оптимальным является добровольное согласие родителей, без суда; такие встречи надо предоставлять во всех случаях, когда отец может встретиться с ребенком по договоренности с матерью или когда ребенок этого захочет.

момента диагностика эмоционального состояния ребенка после развода Как

Таким образом, действительно создается ситуация, близкая к условиям нормального функционирования семьи в отношении связи с детьми. Задачей каждого из бывших супругов в данный период является достижение нового, удовлетворяющего самостоятельного образа жизни. Особенности переживания детьми ситуации развода в подростковом возрасте Отечественные и зарубежные авторы имеют свой взгляд на проблему переживания членами семьи ситуации развода. Выготского, единицей, из которой складывается сознание является переживание. И, наконец, в-третьих, в ней представлена личность в социальной ситуации развития.

Фурманов выделяет несколько типов реакций на ситуацию утраты, среди них: Следовательно, отрицательный эмоциональный фон доминирует в ситуации потери родителей. В основе любого переживания лежит нарушение эмоциональных отношений. Нартова-Бочавер выделяет три типа поведения ребенка, переживающего посттравматическое стрессовое расстройство в результате развода: Он производит впечатление более спокойного, чем ранее.

Данная форма поведения может приводить к соматическим заболеваниям. Эмоциональный компонент заблокирован, ребенок не проявляет чувств и эмоций по отношению к происходящему. Доминирующими являются когнитивный и поведенческий компоненты; шоковый тип — ребенок подавлен, производит впечатление отсутствующего, пребывающего в другом мире. При переживании постразводной ситуации поведение ребенка может меняться. Сила эмоциональных реакции детей на развод родителей зависит от многих факторов.

Ряд психологов выделяет наиболее важные из них: При высоком уровне враждебности и озлобленности, предшествующей разводу и проявляющейся после него, детям труднее приспособиться к создавшейся ситуации; количество и значительность перемен в образе жизни ребенка. Чем большим изменениям подвергается жизнь ребенка, особенно сразу после развода, тем труднее ему приспособиться к новой ситуации; характер отношений родителей с детьми.

Уверенность в постоянстве отношений и эмоциональная поддержка от кого-либо из родителей, а лучше от обоих, помогает ребенку быстрее преодолеть неблагоприятные психологические последствия их развода. Установлено, что дети и по прошествии нескольких лет после развода продолжают испытывать тоску по отцу, который не живет дома, или неодолимое желание, чтобы семья вновь воссоединилась.

Дети перед разводом и после него преследуют подсознательно цель отвлечь родителей от их проблем, чтобы те объединились на общей почве заботы о ребенке. Наличие позитивных отношений с отцом в постразводный период. Анализ социологической, социально-психологической литературы по проблеме исследования позволил сделать вывод о том, что при распаде семьи жизнь ребенка претерпевает изменения в трех основных аспектах: Дети эмоционально вовлечены в послеразводные отношения и принимают в них активное участие, во многих случаях предопределяя своим поведением поведение родителей.

Наиболее сильные эмоциональные реакции у детей, такие как страх, гнев, печаль, чувство вины можно наблюдать на двух первых стадиях посттравматического стрессового расстройства. Ребенок сталкивается с разрушением мифа о незыблемости, целостности семьи, в которой он чувствовал себя безопасно.

К печали по поводу потери отца примешивается боль осознания того, что ребенок сам недостаточно любим, так как не способен удержать отца. Осознание своей второстепенности и беспомощности в плане противостояния разводу родителей приводит к изменению печали на гнев и ярость. Объект агрессии может меняться, поэтому ненависть поочередно направляется на одного из родителей или одновременно на двоих. Однако существуют неосознаваемые ребенком переживания и чувства, которые носят деструктивный характер и представляют сложность при диагностике.

Зей диагностика эмоционального состояния ребенка после развода представлялось, что

Обвинение по поводу развода родителей ребенок может бессознательно приписывать самому себе. В этом случае те обвинения, которые он предъявляет родителям, являются защитой от чувства собственной вины, бессознательно проецируемой на отца и или мать. Чувство невротической вины, которое испытывают дети в связи с разводом, приводит к возникновению страхов. У мальчиков, согласно взглядам психоаналитиков, активируются эдиповы фантазии вины отнять у папы маму, желать исчезновения отца. У девочек возникают вина, страхи и ненависть к матери.

С точки зрения ребенка, имеются две сменяющие друг друга версии: Если ребенку удается присоединить себя к одной из этих версий, то один родитель будет освобожден от чувства вины и ребенок снова сможет ему доверять. К неосознаваемым чувствам можно отнести также страх. Сознательный страх базируется на осознании нестабильного, преходящего характера любых отношений; неосознанный страх — это страх потерять и второго родителя. Страх, который испытывает ребенок из-за возникающей агрессии по отношению к матери, делает ребенка более зависимым от нее.

При отсутствии отца ребенок не имеет возможности проявить чувство вины и страха. У детей наблюдаются амбивалентные чувства по отношению к родителям. Смещение агрессивности на отца позволяет ребенку позитивно относиться к матери. Таким образом, на определенное время ребенку удается приспособиться и или подчиниться новому стилю жизни родителей, привыкнуть к посещениям отца.

Данные бессознательные решения, приводящие к отказу от отца, зависят от условий восприятия и специфических оценок ребенка, которые детерминированы поведением социального окружения. Для ребенка-дошкольника распад семьи — это разрушение устойчивой семейной структуры, привычных отношений с родителями, конфликт между привязанностью к отцу и к матери. Переживая конфликтную семейную ситуацию, ребенок испытывает сильнейшую депривацию. Данная ситуация воспринимается как акт отвержения со стороны как одного, так и другого родителя. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что у ребенка появляется гнев, ярость, отчаяние, агрессия или замкнутость.

Мак Дермот, изучая реакции детей дошкольного возраста на распад семьи в предразводный период, период развода и постразводный период, выявили динамику переживания детьми дошкольного возраста данного кризисного события. Так, дети 3,5 лет реагировали на распад семьи плачем, расстройством сна, регрессом в опрятности, пристрастием к собственным вещам и игрушкам. Они с большим трудом расставались с матерью. В игре они создавали вымышленный мир, населенный голодными, агрессивными животными.

Симптомы снимались, если родители или замещающие их лица восстанавливали физический уход и эмоциональную заботу. У детей данного возраста депрессивные реакции и симптомы задержки развития оставались спустя три года после развода родителей. Для детей данной возрастной группы характерно чувство вины за распад семьи. Мак Дермота, мальчики 3—4 лет переживают распад семьи более драматично и остро по сравнению с девочками. Он объясняет этот факт тем, что у мальчиков происходит срыв идентификации с отцом в период, когда начинается интенсивное усвоение стереотипов мужского ролевого поведения.

У девочек идентификация с матерью в период развода меняется в зависимости от характера переживания матери. Основными новообразованиями демонстративной стадии 7—11 лет развития является выделение себя из системы коллективных отношений, формирование социального доверия.

"ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СИТУАЦИИ РАЗВОДА РОДИТЕЛЕЙ"

Восприятие ребенком себя по отношению к классу и учителю, в известной степени соответствует — как продолжение семейной ситуации — базисному гештальту психосоциального треугольника, то есть здесь по-прежнему имеют силу триполярные концепты межличностных отношений. При благоприятной предшествующей семейной обстановке треугольники могут быстро меняться, меняя полюса, смещаясь на других партнеров. Все более важную роль начинают играть множественные треугольные комбинации.

Ребенок делает шаг от триполярной структуры переживаний к мультиполярной. Это происходит одновременно с переходом ребенка от мира семьи к жизни в группе как мультиполярно ориентированной форме коллектива, основывающейся на равенстве и взаимном уважении партнеров. Данная фаза развития имеет большое значение на данном возрастном этапе, когда создаются предпосылки эмоциональной способности к жизни в группе. Распад семьи на данной стадии развития приводит к распаду триполярной структуры отношений и фиксации на двуполярной структуре.

Это предопределяет сценарий отношений в группе сверстников.

Удивительно, но факт! Например, в семье мамы, с которой живет ребенок, часто появляются новые претенденты на роль мужа и отца. Результаты уровня тревожности детей экспериментальной группы В результате проведенной диагностики по тест-опроснику родительского отношения был определен тип родительского отношения.

Ребенок либо вступает в двуполярные отношения с другими членами группы, когда он сам становится центром и поддерживает множественные двуполярные отношения, либо наоборот, ребенок, пребывающий в фазе триполярных отношений, может создавать широкие отношения в группе. Возникновение чувства одиночества — еще одно последствие развода на данной стадии развития. Чувство одиночества может быть обусловлено неудовлетворительным разрешением предшествующего конфликта: Он все еще предпочитает, чтобы его считали малышом дома, нежели большим в школе; он все еще сравнивает себя с отцом, и это сравнение вызывает чувство вины.


Читайте также:

  • Сбит пешеход на нерегулируемым пешеходном переходе
  • Тест 14 семейное право
  • Правила сдачи аренды квартиры
  • Образец заявления в сбербанк для снижения по ипотеке
  • Гражданство рф для крымчан ранее отказавшихся от гражданства
  • Можно ли написать завещание на машину
  • Дарение на землю документы