Главная | Семейное право | Международный долг и государственный кредит

Тема 10. Государственный кредит и государственный долг

Список использованной литературы Введение Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет.

Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций. Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения. Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям времени.

Стремительный рост объемов государственного долга, критическая величина расходов на его обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения размере бюджетного дефицита в последние три года заставляют искать первопричины подобной неблагоприятной динамики. В большинстве аналитических работ в данной связи отмечаются три ключевых фактора: Проблема долговой зависимости государства и, прежде всего перед иностранными кредиторами, во все времена имела актуальное значение, поскольку полная реализация суверенитета государства возможна лишь при определенной экономической его независимости.

Целью данной работы является рассмотреть государственный долг и государственный кредит. Исходя из цели попытаемся выполнить следующие задачи: Понятие и сущность государственного долга Государственный долг образуется в результате осуществления государственными органами различных видов заимствований. Долг органов государственного управления является органичным элементом в системе финансовых отношений, структуре активов и пассивов экономики.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ ст. Долговые обязательства - это сложная категория, отличающаяся, во-первых, по форме образования и обслуживания; во-вторых, по объектам долговых отношений; в-третьих, по срокам обязательств. Основные формы долговых обязательств РФ ст.

СПРАВОЧНИК

Во временном разрезе выделяются: Для финансирования бюджетного дефицита государство прибегает к внешним и внутренним заимствованиям, в результате чего и формируется государственный долг. Увеличение долга происходит в результате капитализации процентов по ранее полученным кредитам. Кроме того, он увеличивается вследствие обязательств, принятых государством к исполнению, но по различным причинам не профинансированным в срок.

В настоящих условиях государственный долг выдвинулся в центр экономических проблем страны, что требует самого пристального внимания к этой экономической категории и проблемам, с ней связанным. В общей постановке в проблеме государственного долга можно выделить следующие основные аспекты: Очевидно, что государство может и должно брать в долг на нормальных, естественных и разумных основах и условиях.

Нормальный долг является реальным свидетельством доверия к государству со стороны кредиторов как физических, так и юридических лиц. Практически в эффективной, нормально развивающейся стабильной экономике государственный долг не является ключевой проблемой развития и жизнедеятельности общества.

Как правило, государственный долг возрастает на этапах активного экономического роста, имея в виду, что развивающаяся экономика, модернизируемое производство требуют определенных вложений, в том числе государственных. Однако, государственный долг растет и в стагнирующей экономике, в которой спад производства в течение длительного времени предопределяет все динамические процессы развития макроэкономики. В этом случае основным источником покрытия затрат государства являются монетарные каналы финансирования возрастающего государственного долга, что мы и имеем в настоящее время в переходной экономике России.

что международный долг и государственный кредит распростерся его

Основополагающим для всех классификаций долга является делением его на внешний и внутренний долг. Внутренний и внешний долги имеют существенные социальные отличия: Внутренний долг - это долг самим себе.

И тот и другой вид долгов - объективная реальность общественных отношений. В соответствии с рекомендациями Международного валютного фонда в качестве внутреннего долга рассматриваются обязательства органов госуправления, выраженные как в национальной, так и в иностранной валюте, держателями которых являются резиденты. Внешним долгом считается государственная задолженность перед нерезидентами.

Практически факт отнесения владельцев долговых обязательств к резидентам или нерезидентам имеет первостепенное значение при определении структуры государственного долга. Данная ключевая классификация на практике дополняется еще рядом классификационных схем, к которым относятся: Классификация долга по типу кредитора играет важную роль при анализе государственной задолженности на функционирование всей экономики и ее отдельных сегментов. Так, при распространении операций с государственными долговыми обязательствами на вторичном финансовом рынке их распределение по категориям владельцев определяется как спецификой государственного заимствования, так и условиями функционирования кредитно - банковской системы спрос на банковские ссуды, величина резервов банков, портфель государственных ценных бумаг и др.

Принципиальная классификация госдолга по типу кредитора имеет следующий вид: Классификация долга по типу долгового обязательства имеет важное аналитическое значение, так как она выявляет типы долговых активов и характеризует типы активов, которым располагают кредиторы: Погашение накопленного долга может происходить различными способами: Государственный долг оценивается по номинальной стоимости, так как он представляет собой сумму непогашенных обязательств, выплачиваемую при наступлении срока выплаты. Долг - это состояние запас , а не движение поток , так как он оценивается на определенную дату, а ее изменение в определенном периоде между датами происходит за счет чистого заимствования заимствование минус погашение.

Величина государственного долга в национальной части внешней задолженности зависит от динамики обменного курса. Если в период между датами определения величин задолженности обменный курс изменился, то переоценка суммы внешнего долга, выраженного в иностранной валюте, в рубли служит одним из факторов изменения общей величины государственного долга.

Это особенно важно в связи с тем, что структурно государственный долг складывается из двух частей: К этому надо добавить, что государственный долг - это не только объем заимствований госорганов, Но и долги внебюджетных фондов всех уровней государственного управления. Необходимо также учитывать и федерально-региональную структуру государственного долга. На практике различают государственный долг, образовавшийся в результате бюджетной задолженности федерального правительства.

Собственно этот долг и фигурирует во всех оценках ситуации с госзаимствованиями. Но более правильно было бы говорить о консолидированном государственном долге, включающем задолженность региональных и муниципальных органов власти. Наибольшие проблемы связаны со структурой государственного внутреннего долга. Так, укрупненная разбивка внутреннего долга имеет следующий вид: К основным различиям этих двух групп обязательств относится, во-первых, то, что первые из них имеют определенную программную форму, закладываются в бюджетные проектировки на ряд лет, а во-вторых, связаны с необходимостью решения текущих оперативных бюджетных проблем.

Число видов форм, статей государственного долга не является стабильным и имеет тенденцию к увеличению прежде всего за счет нерыночных инструментов. Обострение ситуации с бюджетом обусловливает и сдвиги в структурном построении внутреннего долга. К критическому сдвигу относятся, в частности, крупные пирамиды ГКО. Расходы бюджета по обслуживанию долга по ГКО фактически не учитывались в составе расходов федерального бюджета. Минфин сальдировал все обороты рынка ГКО, включая поступление от новых выпусков и сумм, направляемых на погашение старых выпусков.

Примитивизм данного подхода соответствовал в ограниченной мере условиям первых лет реформирования. Процесс реформирования и развитие финансовых рынков с расширением проведения валютных операций потребовали поиска новых решений как в аналитических, тик и в практических целях для решения проблем классификации госдолга. Проблема особенно осложняется тем, что в настоящих условиях по ряду позиций внешний и внутренний долги представляют довольно гармоничный симбиоз, в частности, связанный даже с техническими проблемами, когда мы имеем практику сальдирования отдельных показателей особенно по обслуживания госдолга.

В частности, это нарушение привело, к противоречиям структур распределения первичных реальных доходов населения, которые во многом явились причиной инвестиционного коллапса экономики страны. Рост государственного долга привел к появлению ряда воспроизводственных ограничений, в частности, к ограничениям внутреннего спроса и предложения, экспортным ограничениям, ограничениям в сфере воспроизводства рабочей силы, в использовании накопления на расширенное воспроизводство. Естественным следствием этих ограничений является функционирование экономики России всех лет реформирования в условиях суженного и все более сужающегося процесса воспроизводства.

Сужение воспроизводственного процесса привело к появлению специального механизма, а именно механизма межотраслевого перераспределения финансовых ресурсов с использованием неплатежей. По мере ослабления инфляции и сближения темпов роста относительных цен возросла роль механизма неплатежей в распределении финансовых ресурсов между отраслями промышленности и в балансировании структурных диспропорций.

Это проявляется в относительном увеличении доходов, распределяемых посредством прироста задолженности кредиторской и банковской предприятий по сравнению с доходами, перераспределяемыми в результате изменения отраслевых цен. К долговой экономике Россия шла быстрыми шагами, совпадающими по темпам с просчетами в реформировании экономики: Влияние данных факторов привело к главному экономическому разлому - активному сужению воспроизводственного процесса, не соответствующему потребностям общества и экономики.

В этой связи важен анализ роли госдолга в воспроизводственном процессе. Оценка государственного долга в плане его влияния на развитие экономики неоднозначна. Значительный госдолг оказывает серьезное негативное воздействие на экономику, так как его рост или же рост расходов по его обслуживанию ведет к сокращению инвестиций в производительный капитал особенно при использовании государственных заимствований на нужды текущего потребления государства через государственные ценные бумаги.

Значительные дефициты бюджета обусловливают нарастание госдолга и расходов на его обслуживание, что обостряет расходные проблемы государственного бюджета. Однако необходимо учитывать, что государственный долг особенно его внутренняя составляющая является задолженностью населения самому себе, а использование этой задолженности может обеспечить решение многих экономических проблем развития страны.

Опыт многих стран показывает, что сам по себе дефицит бюджета и нормальный госдолг не являются негативными факторами, так как позволяют решить на определенных этапах развития сложные экономические проблемы. Однако данное соображение не относится к настоящей ситуации в экономике России. Формирование долговой экономики происходит и активизируется в результате разрушения институциональной структуры экономических отношений, реальных институтов нормальной социально-рыночной ориентированной экономики.

Формы проявления этого разрушения проявляются в следующем: Ё Катастрофическое сжатие бюджета страны; Ё Огромный рост теневой экономики; Ё Падение доли государственных доходов в ВВП; Ё Увеличение объемов неплатежей во всех сегментах экономики ; Ё Долларизация экономики; Ё Демонетизация и бартеризация экономики. В нормальных рыночных условиях дефицит возникает, когда уровень инвестирования в стране значительно превышает уровень накопления. И в данном случае оценка этого дефицита не является однозначной, так как зависит от конкретных ситуаций и целей, решаемых экономикой.

Иногда дефицит является причиной превышения нормы окупаемости инвестиционной стоимости привлекаемого инвестиционного капитала. Применительно к российской экономике главной причиной дефицита является превышение потребления особенно расходов над реальными доходами бюджета. К данной ситуации классическая причина дефицита, а именно рост уровня инвестирования по отношению к накоплению, не имеет прямого отношения. За первую половину г.

Удивительно, но факт! Целями государственных внешних займов являются финансирование дефицита республиканского бюджета и поддержание платежного баланса.

Обслуживание госдолга превратилось в один из важнейших элементов государственных расходов, причем этот элемент неэластичен к налоговым поступлениям в бюджет. С учетом реальных затрат на финансирование оборота государственных ценных бумаг уже в г.

ДЛЯ ЭКОНОМИСТОВ

При этом выплаты на обслуживание государственного долга растут очень быстро, вытесняя из бюджета другие виды расходов. При снижении прочих видов расходов активно растут расходы на обслуживание долга, причем более активно - на обслуживание внутреннего долга. В результате возникает замкнутая порочная схема: Поэтому можно было легко прогнозировать, что они моментально будут вывезены в случае сокращения ставки по ГКО что произошло в середине г. Сочетание усилий правительства по снижению доходности с ростом неуверенности в его способности платить по обязательствам из-за недобора налогов делало паническое бегство игроков неизбежным, что и произошло после ухудшения общей ситуации на мировом финансовом рынке.

Но, как оказалось, это было чисто внешнее, достаточно поверхностное впечатление период платежа был определен в 18 лет - до г. Переход в цивилизованную форму расплаты по долгам можно оценить положительно, однако некоторые параметры этой расплаты являются достаточно жесткими так, в - гг. Если к этим условиям добавить выплаты по внешнему долгу самой России, которые значительно возрастают, так как к этой категории долга относится не только обслуживание займов периода реформирования с г.

Предпринимаемые правительством меры пока не приносят ожидаемых результатов. Особенно сомнительными выглядят усилия по замещению внутреннего долга внешним. Хотя последний и оказывается дешевле по доходности размещаемых обязательств, но он несравнимо дороже по своей политической цене.


Читайте также:

  • Соотношение брачного договора и гражданско-правовых договоров
  • Штраф при лишении водительских прав второй раз
  • Ипотека в втб без первоночального взноса