Главная | Жилищные вопросы | Прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного следствия

Глава 2. Прокурорский надзор

Вместе с тем в ст. Представляется, что надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия также является надзором за исполнением законов этими органами, так как вся процессуальная деятельность осуществляется исключительно на основе закона. Наряду с осуществлением уголовного преследования такой надзор является одной из основных процессуальных функций прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Прокурор обязан обеспечивать постоянный надзор за процессуальной деятельностью всех органов дознания и предварительного следствия независимо от их ведомственной подчиненности.

Для этого уголовно-процессуальный закон наделил прокурора властно-распорядительными полномочиями, в том числе рядом полномочий, принадлежащих только прокурору например, отмена незаконных и необоснованных постановлений следователя и дознавателя, утверждение обвинительного заключения и направление уголовного дела в суд, возвращение уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия. С учетом особой роли прокурора в досудебном производстве предметом прокурорского надзора является законность всей процессуальной деятельности дознавателей и следователей при расследовании преступлений.

Это положение конкретизировано в ст. В этой статье Закона определено, что предметом надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами дознания и органами предварительного следствия.

К ним могут быть отнесены: На эти же основные для осуществления прокурорского надзора участки ориентирует приказ Генерального прокурора РФ от 18 июня г. В приказе обращается внимание на необходимость единого подхода к организации прокурорского надзора за исполнением законов всеми органами предварительного следствия и дознания независимо от ведомственной принадлежности. В приказе Генерального прокурора РФ от 20 февраля г. Функции и полномочия прокурора по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия При определении полномочий прокурора по осуществлению надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия следует иметь в виду, что ст.

В этой статье Закона указывается, что полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия определяются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. В УПК РФ полномочиям прокурора в досудебном производстве посвящен целый ряд статей, среди которых в первую очередь следует назвать ст.

Однако необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст. Характерной их чертой является то, что все они носят ярко выраженный властно-распорядительный характер. Полномочия и функции прокурора в досудебном производстве в соответствии с ч. Такие полномочия в одинаковой степени распространяются на все органы дознания и органы предварительного следствия независимо от ведомственной подчиненности.

К полномочиям и функциям, направленным на выявление нарушений закона, относятся: Значительный объем полномочий и функций предоставлен прокурору в целях устранения нарушений закона. Это такие функции и полномочия, как: Прокурорский надзор за исполнением законов на досудебных стадиях уголовного процесса должен носить упреждающий характер, с тем чтобы не только своевременно устранялись, но и как можно реже допускались нарушения уголовно-процессуального закона, особенно связанные с нарушениями конституционных прав личности. В связи с этим абсолютное большинство полномочий, предоставляемых прокурору при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и органами предварительного следствия, должно использоваться не только для выявления либо устранения, но и для предупреждения нарушений закона.

Специально в целях предупреждения нарушений закона установлены такие полномочия прокурора, как: Несмотря на это, УПК РФ прокурору немало возможностей для предупреждения нарушений закона Основным способом предупреждения нарушений закона следователями и дознавателями является сплошная проверка уголовных дел, находящихся в их производстве, которая должна производиться в следственном подразделении или в органе дознания.

Речь идет о проведении регулярных прокурорских проверок материалов уголовных дел не тогда, когда по этим делам продляются сроки расследования или когда они поступают к прокурору с обвинительным заключением, а в процессе расследования2. Необходимо отметить, что целый ряд функций и полномочий прокурора принадлежит ему как должностному лицу, осуществляющему от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. К ним относятся полномочия: Функции прокурора на стадии возбуждения уголовного дела Сохранение стадии возбуждения дела соответствует традициям смешанного уголовного процесса России.

Возбуждение уголовного дела без законного повода и основания особенно так называемого заказного уголовного дела открывает путь для противозаконного применения мер процессуального принуждения, заставляет органы, осуществляющие уголовное преследование, производить процессуальные действия там, где вообще нет предмета для уголовно-процессуальной деятельности. Незаконный и необоснованный отказ в возбуждении уголовного дела лишает пострадавшего от преступного деяния доступа к правосудию, не позволяет реализовать принцип неотвратимости ответственности за совершенное преступление.

В связи с этим УПК РФ предусмотрел ряд новых положений, относящихся к возбуждению уголовного дела, в том числе и новые полномочия прокурора на этой стадии процесса1.

все прокурорский надзор за деятельностью органов предварительного следствия превращения

В то же время ч. Значительные властно-распорядительные полномочия предоставляет прокурору ст. Этой статьей установлено, что любое уголовное дело может быть возбуждено только с согласия прокурора. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела или выносит постановление об отказе в даче согласия либо о возвращении материалов для дополнительной проверки.

В связи с этим положением Генеральный прокурор РФ в приказе от 20 февраля г. Прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела только в случае, когда из представленных ему материалов можно сделать вывод о наличии повода для возбуждения уголовного дела, указанного в законе, и основания для возбуждения уголовного дела. Таким основанием является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

В случае, когда нет повода и основания к возбуждению уголовного дела, прокурор выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела. О принятом прокурором решении заявителя обязан уведомить следователь или дознаватель. Прокурор также вправе своим постановлением возвратить материал для дополнительной проверки.

Срок такой проверки установлен ФЗ от 29 мая г. Не менее важной является деятельность прокурора по надзору за исполнением требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Статья УПК РФ устанавливает, что копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть направлена прокурору в течение 24 часов с момента его вынесения.

Удивительно, но факт! Поддержание государственного обвинения в суде первой инстанции — важная часть возложенной на прокуратуру функции уголовного преследования ч.

Это означает, что прокурор также незамедлительно должен проверить законность и обоснованность отказа в возбуждении уголовного дела. В соответствии с ч. Вместе с тем это не означает, что прокурор вправе принять такое решение только при рассмотрении жалобы. Функции прокурора обеспечению прав подозреваемых, обвиняемых Прокурорский надзор за исполнением требований закона при задержании подозреваемого в соответствии с п.

Это требование подтверждается другими приказами и указаниями Генерального прокурора РФ. При проверке следует выяснять, было ли возбуждено уголовное дело, поскольку задержание без возбуждения уголовного дела является грубым нарушением закона. Необходимо проверить, имеются ли основания для задержания, предусмотренные ст. Прокурор также проверяет соблюдение требований ст.

В случае, когда лицо было задержано незаконно или необоснованно либо когда истек срок задержания подозреваемого, прокурор освобождает задержанного из изолятора временного содержания, с гауптвахты или из помещения для задержанных в дежурной части органа внутренних дел. Необходимо также выяснить, было ли обеспечено право подозреваемого на защиту с момента задержания.

Следует также проверить соблюдение требований ч. Статья 96 УПК устанавливает, что в этот же срок о задержании подозреваемого должен быть уведомлен кто-либо из близких родственников, а при их отсутствии — других родственников либо такая возможность должна быть предоставлена самому подозреваемому. Если подозреваемыми является военнослужащим, о его задержании уведомляется командование воинской части, а если он гражданин иностранного государства, — уведомляется посольство или консульство этого государства.

Если необходимо сохранить факт задержания в тайне в интересах следствия, уведомление с санкции прокурора может не производиться, за исключением случаев, когда подозреваемый является несовершеннолетним. УПК РФ устанавливает, что мера пресечения в виде заключения под стражу избирается лишь постановлением судьи. Вместе с тем ходатайство перед судом в соответствии со ст. Таким образом, прокурор при решении вопроса о даче согласия на возбуждение ходатайства имеет возможность предупредить незаконные и необоснованные аресты.

При решении вопроса о даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу прокурору необходимо учитывать в первую очередь имеющиеся для этого основания, предусмотренные ст. С особой тщательностью следует рассматривать вопросы о необходимости применения заключения под стражу в отношении подозреваемых и обвиняемых в преступлениях средней тяжести либо — в исключительных случаях — небольшой тяжести.

Удивительно, но факт! Изучая дело, он делает ряд выводов: Давая оценку заявленным ходатайствам об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, залога и о продлении сроков содержания под стражей, прокуроры должны руководствоваться положениями ст.

Прокурор обязан принимать меры к немедленному освобождению подозреваемых, подвергнутых заключению под стражу, которым не было предъявлено обвинение в сроки, указанные в ст. Необходимо учитывать, что до судебного решения лицо может быть задержано на срок не более 48 часов. Постановление о возбуждении ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и материалы, подтверждающие обоснованность ходатайства, должны быть представлены судье не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания подозреваемого ч. Продление срока содержания обвиняемого под стражей осуществляется судом по правилам ст.

Ходатайство о продлении срока содержания обвиняемого под стражей возбуждается следователем: Прокурорский надзор за законностью привлечения лиц в качестве обвиняемых, законностью применения мер процессуального принуждения рассматривается как одно из важных и ключевых направлений деятельности прокурора, поскольку он напрямую связан с защитой конституционных прав и свобод личности. УПК РФ закрепляет также право обжалования в суд любых действий бездействия и процессуальных решений дознавателя, следователя и прокурора; определил порядок реабилитации при постановлении оправдательного приговора или при прекращении уголовного дела либо уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.

Вместе с тем необходимо отметить, что с усилением роли суда как гаранта конституционных прав личности в уголовном судопроизводстве не умаляется и роль прокурорского надзора как постоянного наблюдения за исполнением требований закона в процессуальной деятельности органов дознания и органов предварительного следствия. Прокурорский надзор за обеспечением прав потерпевших Проблемам защиты жертв преступлений в последнее время уделяется все большее внимание. В соответствии со ст. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Это положение Конституции РФ соответствует содержанию ряда международно-правовых актов, среди которых можно назвать Декларацию основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью ООН, г. Вместе с тем законодательство России отстает от мировых стандартов в части обеспечения прав лиц, пострадавших от преступлений. В частности, не применяются компенсационные механизмы, не принят закон о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству.

Поскольку прокурорский надзор ограничен рамками действующего законодательства, приказы и инструкции Генерального прокурора РФ нацеливают прокуроров на максимальное использование всех возможностей, предусмотренных законом, для защиты прав и законных интересов потерпевших. В предмет прокурорского надзора за обеспечением прав потерпевших входит: Исполнение требований закона о признании лица потерпевшим заключается не только в самом факте вынесения постановления, предусмотренного ст.

Орган предварительного расследования, принимая решение о признании лица потерпевшим, обязан: Прокурор в случае, если орган расследования не вынес постановление о признании лица потерпевшим, должен дать указание о немедленном вынесении такого постановления. Орган расследования должен также уведомить потерпевшего о том, что вынесено постановление о признании его потерпевшим, и разъяснить права, предусмотренные ст. Особо необходимо разъяснить право потерпевшего иметь своего представителя, в том числе и адвоката.

Это тем более важно в связи с реализацией в уголовном процессе России принципа состязательности. Надзор за исполнением требований УПК РФ о правах потерпевшего включает в себя деятельность прокурора, в ходе которой он принимает меры к выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона. При этом прокурор обращает внимание на следующее. Соблюдено ли право потерпевшего знать о предъявленном обвиняемому обвинении п. Соблюдено ли право потерпевшего давать показания по делу п. Права потерпевшего представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы п.

Право знакомиться с протоколами следственных действий, проведенных с участием потерпевшего, и подавать на них замечания, а также со всеми материалами уголовного дела по окончании предварительного расследования п. Статья УПК РФ устанавливает обязанность следователя уведомить потерпевшего и его представителя об окончании следственных действий. Потерпевший и его представитель по их ходатайству знакомятся с материалами уголовного дела по правилам, определенным ст.

Право иметь представителя п. Право на возмещение расходов по явке в следственные и судебные органы ст. Прокурорский надзор за исполнением требований закона о возмещении потерпевшему ущерба, причиненного преступлением, включает в себя действия прокурора по проверке своевременности разъяснения потерпевшему права на предъявление гражданского иска, законности мер, принимаемых к обеспечению иска, привлечению обязанных лиц к участию в деле в качестве гражданских ответчиков.

Следует отметить, что действующее законодательство позволяет предъявить иск о возмещении не только материального ущерба, но и морального вреда1.


Читайте также:

  • Заказать документы для ипотеки
  • Договор оказания отделочных работ образец
  • Зара и ее муж развод
  • Юрист по жилищным вопросам спб в кировском районе